Уходящая неделя запомнится подвигом российских лётчиков, экстренно посадивших в аэропорту Доминиканы гражданский «Боинг-777», на борту которого находилось 375 человек.

Об этом и многом другом читайте в традиционном обзоре CRNews.

Мягкая посадка. В пятницу, 12 февраля, в Москву благополучно вернулись пассажиры рейса R2 554 «Доминикана — Москва», который накануне вылетел из аэропорта Пунта-Кана и был вынужден вернуться из-за чрезвычайной ситуации — после того, как самолёт «Боинг-777» набрал высоту, в районе одного из двигателей раздался хлопок, и началось задымление салона. Капитан лайнера принял единственно правильное в такой ситуации решение — отключить неисправный двигатель, по возможности слить топливо и вернуться на взлётную полосу в Пунта-Кана. Посадка была благополучной, однако во время торможения загорелось шасси: во избежание пожара эвакуация пассажиров проводилась в экстренном порядке, с использованием надувных трапов. По данным пресс-службы авиакомпании «Оренбургские авиалинии», которой и принадлежит вышеупомянутый Боинг, самолёт был произведён в 2005 году и был куплен новым. Причину неполадок, приведшую к ЧП, должно выяснить расследование, пока же экипаж самолета принимает слова благодарности от пассажиров рейса R2 554, которые теперь смело могут считать 11 февраля днём своего второго рождения.

Мир будет, но не сразу. В Мюнхене завершились переговоры Международной группы поддержки Сирии (МГПС). Их главные итоги — договорённость о перемирии, которое должно начаться в Сирии через неделю, а также продолжение межсирийских переговоров о политическом урегулировании в стране. Последние могут возобновиться ещё до конца февраля.

Во встрече приняли участие представители России, США, Египта, Китая, Германии, Франции, Великобритании, Ирака, Ирана, Италии, Иордании, Катара, Ливана, Омана, Саудовской Аравии, Турции, ОАЭ, а также Евросоюза, ООН и Лиги арабских государств.

Всем им пришлось провести за столом переговоров почти пять часов — такой долгий разговор разрешил практически все основные вопросы, стоявшие на повестке дня. Нерешённым остался только один — согласование списка террористических организаций. Пока в нем безоговорочно находятся две группировки — запрещённые в России ИГИЛ или ДАИШ, как ее называют в арабских странах, а также «Джебхат ан-нусра». На них, как позже заявил глава госдепа США Джон Керри, не будет распространяться достигнутая в ходе переговоров МГПС договорённость о прекращении огня. А это значит, что операция российских ВКС в Сирии будет продолжена.

Для конкретной реализации задачи по прекращению огня под эгидой ООН будет создана рабочая группа, сопредседателями в которой станут Россия и США. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, в полномочия этой группы, участниками которой станут военные и дипломаты, войдёт, в частности, определение районов, которые занимают террористы.

Год «Минску-2». На уходящей неделе исполнился год с момента подписания документа о комплексе мер по выполнению минских соглашений, так называемого «Минска-2». Это произошло 12 февраля 2015 года, свои подписи под документом, призванным урегулировать конфликт на Донбассе, тогда поставили президенты России, Украины, Франции и канцлер Германии, а также участники контактной группы по урегулированию этого конфликта. В этом документе, в частности, предусматривалось прекращение огня, отвод тяжёлых вооружений от линии соприкосновения, а также реформа конституции Украины, предусматривающая особый статус для отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Впрочем, по мнению экспертов, прошедший год принёс лишь условный мир — боевые действия на Донбассе в прежних масштабах не возобновляются, однако провокации в виде обстрелов сопредельных территорий все ещё продолжаются.

К плюсам можно отнести организацию механизма для постоянного диалога сторон в виде четырёх рабочих подгрупп контактной группы — по политическим, гуманитарным, экономическим и вопросам безопасности. Впрочем, как подчеркнули составители доклада российского Центра политической конъюнктуры, посвящённого итогам «Минска-2», особых договорённостей ни по социальным, ни по политическим вопросам достигнуто не было. Более того, говорится в докладе, «по всем политическим пунктам комплекса мер следует признать серьёзное ухудшение ситуации, выраженное в изменении украинской стороной базовых условий для их выполнения». В частности, речь идет о приостановке Киевом закона об особом статусе Донбасса и изменении в одностороннем порядке системы проведения выборов.

Ещё один вывод авторов доклада — украинские власти имитируют выполнение минских соглашений, в надежде сорвать договорённости и переложить вину за это на Россию. Это наглядно подтверждают заявления украинской стороны о некоем «Минске-3», а также недавние призывы президента Украины ку западным державам продлить санкции против России. Впрочем, на открытый саботаж «Минска-2» украинские власти вряд ли пойдут — слишком велик внешнеполитический риск, более вероятным выглядит вариант «замораживания» конфликта на Донбассе.

Впрочем, последнее не выгодно уже странам Евросоюза — буквально на днях это подтвердил спецпредставитель председателя ОБСЕ Мартин Сайдик. Выступая в Минске на конференции «Минский диалог», он заявил, что «необходимо противостоять попыткам заморозить конфликт на востоке Украины». А для этого понадобится «политическая воля всех политических игроков по решению украинской проблемы». Сайдик также заявил, что дополнительными импульсами в переговорах стало появление в контактной группе Бориса Грызлова, представляющего Россию, и «усилия наших американских друзей».

К слову, о последних — по прогнозу авторов доклада, США на данный момент намерены свести к минимуму участие в процессе урегулирования на Донбассе, по крайне мере до смены администрации Белого дома.

Румыния плюс Молдавия? Пока мировое сообщество решает серьезные проблемы войны и мира, национал-либеральная партия (НЛП) Румынии представила в парламенте любопытный документ под названием «Молдавия — приоритет политики Румынии». Если вкратце, речь в нем идет об объединении с Молдавией путём поддержки «евроинтеграционных устремлений» молдавского руководства. По словам одного из сенаторов, представляющих НЛП, этот «политический документ направлен на укрепление идентичности румын на обоих берегах Прута», а также «активное привлечение румынских политиков в то, что касается социально-политической, культурной, экономической жизни двух стран и в первую очередь в Бессарабии» — напомним, так в Румынии называют Молдавию.

Между тем, население Молдавии не горит желанием объединяться с Румынией — за это, по результатам опросов, выступает лишь пятая часть молдаван. К слиянию двух стран чаще всего призывают румынские политики, где число сторонников такого альянса составляет почти 68 процентов. Например, экс-президент Румынии Траян Бэсеску теперь возглавляет партию «Народное движение», программной целью которой является объединение с Молдавией — это, по его словам, является для Молдавии «единственной возможностью стать членом ЕС». Правда, нужно ли это самой Молдавии — имеется в виду, как объединение, так и вступление в ЕС — никто уточнять не стал.