" - Что ты делаешь?

— Хочу понять, как это ̶ умирать».

У одних киноманов словосочетание «российский кинематограф» вызывает гордость, у других ̶ скептическую усмешку, а третьим вообще все равно, что смотреть, лишь бы было чем время убить.

В поисках качественного кино

До первого февраля я относилась ко второй группе российских любителей фильмов, истерически посмеиваясь над русскими шедеврами. В прошлом году, скрепя сердце, я решила дать шанс Роскино удивить меня хоть чем-то. В надежде, что жанр фантастического блокбастера в России успешно осваивается, я пошла на ленту С. Андреасяна «Мафия: Игра на выживание». Вердикт ̶ полтора часа жизни, выкинутые коту под хвост. До сих пор удивляюсь, под каким предлогом Виктор Вержбицкий и Вениамин Смехов согласились принять участие в ЭТОМ.

Пожалуй, единственный фильм, который принес мне такое же по силе разочарование и заставил в прямом смысле слова плеваться ̶ «Пятьдесят оттенков серого». Каюсь, смотрела. Хотелось понять, что это за блюдо и с чем его едят. Что ж, два часа жизни потрачены впустую. А я-то думала, хуже книги быть ничего не может. Оказалось, может. Нет пределу НЕсовершенства.

Итак, после «Мафии» я твердо решила, что российских недоблокбастеров с меня хватит. Поняла, что наши могут сделать качественно фильмы вроде «Географ глобус пропил» Велединского, «Левиафан» Звягинцева, «Рай» Кончаловского. Так что тратить время на другие картины никогда не буду. Но никогда не говори никогда.

Бондарчук, я хочу узнать тебя снова

Услышав пару месяцев назад о том, что 26 января на большой экран выходит новое творение Ф.Бондарчука, реклама которого крутилась буквально на каждом шагу, мне стало любопытно, с чего такая шумиха. Признаться честно, не люблю я Бондарчука. Почему? Сама не знаю, но о том, что режиссер он действительно талантливый (не всегда на детях природа отдыхает) наслышана. Отыскала название фильма, почитала аннотацию. Не впечатлилась.

Позднее на моем любимом радио «Маяк» говорили о «Притяжении». Узнав, что звукорежиссером данного фильма выступает новозеландец Дэйв Уайтхед, работавший над фильмами «Кинг-Конг», «Район № 9», «Хоббит» и «Прибытие», я впечатлилась, нашла трейлер и приготовилась к феерии. Но ожидания не оправдались.

Я смотрела трейлер очень внимательно. Отыскать какой-нибудь косяк в российском фильме ̶ это как пить дать. Если к зарубежным лентам отношение достаточно лояльно (так как косяк на косяке ̶ это уже норма), то наш фильм я собиралась подвергнуть более тщательному изучению.

«И корабль что-то не очень реалистичен, и съемка хромает. И вообще, сразу видно, что в России снимали. Очередная боевично-фантастическая ерундовина про вторжение инопланетян, только теперь российская. Ничего стоящего», ̶ подумала я и забыла о фильме.

Спустя какое-то время, снова слушая радио, попала на передачу с моим любимым российским кинокритиком, в ком вижу родственную душу. Пожалуй, еще ни разу не было так, чтобы получившая от него положительный отзыв картина мне не понравилась. Внимательно послушав передачу, я твердо решила, что должна увидеть «Притяжение». И знаете? Я совсем не пожалела. 2 часа пролетели незаметно, держали в напряжение. Картинка, съемка, звуки, спецэффекты, монтаж — все на высоте. Из косяков я заметила лишь один единственный, а это говорит о том, что либо их там действительно больше нет, либо фильм настолько захватил, что «ляпы» внимания не привлекли.

Считаю, что Бондарчук, как режиссер, справился со своей работой на все 500% из 100. Даже руку пожать ему захотелось.

Частности

Что касается сценаристов Олега Маловичко и Андрея Золотарева, их я бы не стала так восторженно хвалить. Да, молодцы. Написали интересно, захватывающе. Но дыры в сюжете есть, и этого не стоит отрицать. Пара реплик была притянута за уши. А иногда и вовсе казалось, что не стоило их в некоторые места добавлять.

Ни в коем случае не хочу сказать, что все очень плохо, нет. Бывали слова, бьющие в самый корень. Конечно, по канону, озвучены они пришельцем. Что не удивительно. Но если задуматься, пусть эти мысли не новы (да кто сейчас может уже чем-то удивить?!), они точны, как выстрел снайпера.

Посыл фильма не однобок. Отлично прослеживается случай, как неправильно понятные слова или действия, сказанные человеком, обладающим ораторским искусством (пусть даже столь, не побоюсь этого слова, ущербным), могут заставить толпу ослепнуть. Как не получив нужного ответа или правильного объяснения, можно совершить серьезную ошибку. Что желание крутости и жестокость затуманивают людям мозг. Что вредит человечество как себе, так и природе куда больше, чем заботится и помогает. Даже осознавая это...

Стоит отдать должное за подборку саундтреков. Даже присутствие «творений» (простите за чересчур субъективное мнение) М.Коржа и L’one, не испортили впечатление и были удачно использованы. Особенно песня «Возвращение», звучащая в конце фильма. Признаться честно, она вызвала у меня мурашки. К звукорежиссерам никаких претензий. Все по высшему разряду.

Нельзя не отметить работу художников по костюмам Татьяну Мамедову и постановщика Жанну Пахомову. Космический корабль и экзоскелет пришельцев меня, как ярого перфекциониста, привели в восторг. Идеально симметричные и обтекаемые формы, плавные линии и приятные глазу цвета. Что еще нужно? Все настолько замечательно проработано, что хотелось протянуть руку и дотронуться до них.

Фильм вышел в формате 3D и IMAX 3D. К сожалению, в нашем городе IMAX пока и не пахнет, поэтому пришлось довольствоваться обычным 3D. Зато со звуком Dolby Atmos (многоканальный объемный звук). На мой взгляд, обычный 3D в данном фильме не особо-то и нужен. Сама техника съемки не была продумана для 3D. Нет планов, которые давали бы нам чувство, будто что-то на нас падает, летит или еще что. Обычный эффект присутствия, будто смотришь, сидя за стеклом ̶ есть. Я любитель не 3D, а скорее просто огромных размеров экрана. Что касается объемного звука, он был очень кстати. Качественный звук для меня ̶ одна из главных составляющих. Благодаря ему удалось прочувствовать отлично выполненную работу Дэйва Уайтхеда.

Герои

Ирина Старшенбаум (Юля). Буквально за два месяца до фильма я смотрела с ней сериал «Крыша мира». И знаете, в героине Иры в «Притяжение» я видела ту самую девушку из «Крыши». Абсолютно ничего нового. Ощущение, что персонаж просто перешел в новый фильм. Затрудняюсь сказать, чья тут вина ̶ актрисы ли, или же сценаристов, которые не смогли до конца проработать ее образ. Но факт остается фактом.

Кто-кто, а вот Александр Петров (Тема) справился со своей ролью куда лучше Ирины. У него получилось одновременно быть обаятельным самоуверенным красавцем и гопником-засранцем. Поначалу, как и любой плохой мальчик, он нравится, но как только понимаешь, что парень с Чертаново не прост, начинаешь его действительно ненавидеть.

Олег Меньшиков, он же полковник Лебедев. Мне кажется, что писать что-то о нем будет лишним. Здесь и так все понятно. Хороший актер. Сыграл отлично.

И, конечно же, изюминка фильма, Риналь Мухаметов. Он же Хейкен. Он же Харитоша. Он же наш пришелец. Высокий и симпатичный молодой человек удачно вжился в роль не знающего эмоций, умного, сообразительного, прямолинейного и при этом, порой наивного, инопланетянина. Ему действительно веришь. Смотришь на его лицо, мимику и правда кажется, что он ̶ не с нашей планеты. Будь я на его месте, вряд ли смогла бы ходить со столь серьезным лицом и не хихикать. Ринеаль же со своей задачей справился. Поэтому мне лично хотелось бы вручить если не «Оскар», то любую другую почетную награду за чудесное воплощение.

Хочется уделить внимание и тому моменту, что фильм, к моему БОЛЬШОМУ удивлению, совершенно не отдает политикой. При том, что снимался при поддержке «Фонда кино» и «Россия 1». Искренне спасибо.

PS.

Если вы думаете, что идете на блокбастер о вторжение инопланетян, то вы крайне ошибаетесь. «Но в трейлере ведь прямо говорится о вторжении!» — скажете вы, и будете правы. Как сказал мой любимый кинокритик А. Долин, трейлеры для того и придуманы, чтобы нас обманывать.

Я не агитирую вас мчаться, вытаращив глаза, в кино на ближайший сеанс «Притяжения». Но если вы, несмотря на вполне объяснимый скептицизм, все еще верите, что качественное кино в России может рождаться, обязательно посмотрите. Тем более, то картина была снята при сотрудничестве с «Colombia Pictures». А это о многом говорит. И вам может не понравится, вы можете презрительно фыркнуть на выходе, оставшись недовольными от игры актеров, но тот факт, что «Притяжение» — настоящий прорыв в нашем кинематографе, оспорить у вас не получится.

Евгения Сапунова